«Не платили и платить не будем», или Для чего колодцы селянам Ривненщины, которые имеют централизованное водоснабжение

Жительница села Воскодавы Руслана говорит, что она, как и остальные односельчане, платить за воду не собирается.

Село Воскодавы, что в Гощанском районе на Ривненщине, ничем не выделяется среди тысяч таких же по всей Западной Украине. Плохие дороги, более-менее опрятно убранные дворы, рядом с которыми гуляют куры и гуси. Тонкие желтые трубы возле каждого дома свидетельствуют о том, что село газифицировано. А еще, в отличие от многих сел, здесь почти нет колодцев и водонапорных колонок. Потребность таскать воду ведрами у местных жителей пропала лет тридцать назад, когда рядом открыли Горбакивский водозабор и в каждый дом провели централизованное водоснабжение. Несмотря на это, платить за коммунальную услугу местные массово и категорически отказываются.

И колбаса когда-то была по 2,20…

У Ривнеоблводоканала на территории Ривненщины есть два основных водозабора – в Здолбуновском районе, в Новомильське, и в Гощанском — в Горбакове. Благодаря им предприятие обеспечивает качественной питьевой водой весь областной центр и отдельные населенные пункты. Через некоторое время после запуска водозаборов прилегающие к ним села, а таких около десятка, вошли в так называемую депрессионную воронку. Те, что расположены ближе, получили тогда нулевой тариф за услуги водоснабжения. В этот перечень входили села Мнишин, Подоляне и Воскодавы. Остальные же платили половину от стоимости. Так было много лет, пока тарифы утверждали на уровне области. Жителей сел, входивших в депрессионную воронку тогда все устраивало и они молчали. Три года назад, когда утверждать тарифы начала Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), столичные чиновники приняли решение, что все потребители должны платить за полученные услуги. Селяне же, которые годами привыкли бесплатно пользоваться услугами водоснабжения, говорят, что их это не устраивает.

— Конечно не платим и платить не собираемся, — эмоционально начинает рассказ жительница села Воскодавы пани Руслана. – Пусть они сначала вернут то, что забрали у нас. Раньше на лугу пасли скот, косили траву, а теперь боимся там ходить. Сделали возле села четыре скважины, выбрали  из-под земли всю воду и теперь у нас там такие пропасти, что корова может провалиться. У нас в селе колодцы были, колонки, источники били. Теперь все повысушивали. Еще несколько колодцев осталось, а остальные позабивали, потому что воды в них нет. Сады сохнут, овощи. Дома у людей трескаются. Посмотрите на мой! Стягивать пришлось, потому что была такая трещина, что соседский дом через нее было видно. И еще хотят, чтобы мы им за воду платили? Это еще государство нам должно доплачивать, потому что живем, как на пороховой бочке. Под нами пустота, потому не знаем, в какой момент можем провалиться.

Интересно, что на вопрос журналиста, хотели бы, чтобы их село отключили от централизованного водоснабжения, чтобы снова носить воду из колодцев, женщина отвечает отрицательно. Мол, теперь уже люди такого не хотят. И добавляет, что вряд ли в колодцах вода сейчас появится.

е

В Воскодавах такие разговоры можно услышать едва ли не от каждого жителя. Здесь 252 двора и наверняка ни один из них последние несколько лет за воду не платит. Более того, когда приходят работники водоканала с платежками, их чуть ли не с матюками прогоняют. Мол, не ходите и не носите ничего. Говорят, что не платили и платить не собираются. Зато каждый местный с удовольствием покажет, какие на его доме образовались трещины. И добавит, что именно из-за того, что Горбакивский водозабор вытянул из-под земли всю воду. Старожилы обязательно поделятся своими наблюдениями. Мол, раньше из села соседний райцентр Гощу не было видно, а теперь, якобы из-за того, что просела земля даже трассу и автомобили можно увидеть. А еще вспомнят, какая раньше вкусная вода из колодцев была, а теперь нет…

Председатель Воскодавского сельского совета Ольга Ющук показывает поле, на котором местные пасли скот и косили сено.

Подогревают эмоции селян и отдельные местные депутаты, которые от выборов к выборам обещают людям бесплатную воду и откровенно призывают не платить за услуги водоканала.

— Я тоже не плачу за воду, — говорит председатель Воскодавского сельского совета Ольга Ющук. – Потому что я вместе с людьми. Люди настроены категорически. Когда только открывали Горбакивский водозабор и на территории нашего села пробурили четыре скважины, то говорили нам, что качать воду будут 20 лет. А делают это уже 30. Когда сделали так называемую депресионную воронку, в которую, кроме нашего, вошли еще два соседних села — Мнишин и Подоляне, за воду, которую у нас качают, обещали возмещение, а не льготы. Никто ничего не возмещал. Люди с этим уже смирились, но платить точно не будут. Пока держимся.

Скупой заплатит дважды?

Представьте себе село, которое за государственный счет полностью газифицировано, а хозяева дворов обвиняют газоснабжающее предприятие в том, что им в магазин перестали завозить баллоны с жидким газом? При этом централизованным газоснабжением они продолжают пользоваться, а платить за услугу отказываются. Не представляете? Ситуация с водой, которая исчезла в колодцах жителей нескольких сел Гощанского района, чем-то подобная. Люди, которые уже много лет имеют централизованное водоснабжение, заведенное в каждый дом, ванную, туалет и канализацию, обвиняют водоканал в том, что у них нет воды в колодцах и колонках.

— В конце 90-х Кабинетом Министров была разработана государственная программа с общим бюджетом в 36 миллионов гривен, — рассказывает Валерий Довгалюк, начальник службы водопроводно-канализационного хозяйства Гощанского района предприятия Ривнеоблводоканал. — Тогда за эти деньги планировалось выполнить целый ряд мероприятий, в том числе построить 234 гидротехнические сооружения на 12 каналах реки Горынь, пять шлюзов — регуляторов, 12 насосных станций, обустроить 40 прудов и тому подобное. Но средств, как всегда не хватило. Из этого перечня сделали только один шлюз-регулятор на реке Горынь в селе Воскодавы и провели в села централизованное водоснабжение. Если бы тогда это все сделали, то проблем с уровнем грунтовых вод не возникало бы и в колодцах она не пропала бы.

Так как детального исследования причин исчезновения воды в колодцах селян никто не проводил, то точно сказать, что именно стало причиной, сейчас никто не может. Специалисты водоканала не исключают, что на ухудшение ситуации в свое время могло повлиять строительство Хмельницкой атомной электростанции. А в последние годы к этому добавились еще и слишком засушливые лета. Обвинения же в свой адрес объясняют банальной спекуляцией.

Андрей Карауш.

— Мы не берем воду из поверхностных горизонтов, которые наполняют колодцы. Наши скважины значительно глубже. Для примера в Горбакове ее глубина больше 100 метров, — говорит директор Ривнеоблводоканала Андрей Карауш. — Другими словами, на уровень воды в колодцах это точно не влияет. Кроме того, из разрешенных нам 33 млн. кубических метров воды для подъема из недр на год мы берем только 30%. На прошлой сессии областного совета депутаты утвердили новые нормы потребления питьевой воды. Для жителей сел так называемой депрессионной воронки решили пойти на уступки и утвердили им только нормы питьевого водоснабжения, хотя должны были бы учесть и полив огородов, и мойки автомобилей, и содержание скота и тому подобное. Поэтому для них услуги водоснабжения и водоотведения в месяц обходятся не дороже, чем карточка пополнения счета на мобильный телефон. Не думаю, что сегодня 50 грн. на человека в месяц это не подъемные расходы для семьи. А если бы в свое время согласились на установку счетчиков, то было бы еще дешевле. Селяне просто не хотят платить, поэтому и спекулируют на теме колодцев и экологии.

Патовость ситуации понимают и в Гощанском районном совете. Местные депутаты даже создали специальную комиссию, чтобы изучить ситуацию более глубже. Ездили по селам, встречались с людьми и в конце концов обратились к своим коллегам из областного совета с просьбой разработать программу, которой было бы предусмотрено покрытие стоимости услуг водоснабжения для жителей сел депрессионной воронки за деньги бюджета области. А оттуда получили ответ, что вопрос будут изучать, но пока законодательных механизмов, как это можно было бы воплотить, нет. Тем временем, долги за услуги водоснабжения и водоотведения растут. Только по трем селам Гощанского района — Мнишин, Подоляне и Воскодавы долг перед Ривнеоблводоканалом по состоянию на начало сентября этого года составил более полумиллиона гривен. Примерно столько же долгов было и по остальным селам, которые когда-то тоже принадлежали к депрессионной воронке, но платили половину стоимости услуг.

О реструктуризации, которую работники Ривнеоблводоканала неоднократно предлагали, селяне и слышать не хотят. Хотя именно из-за этого не могут получить субсидии. Поэтому за все остальные коммунальные услуги им приходится платить по полной.

Виной всему популизм

Кстати, подобные проблемы испытывают почти все водоснабжающие предприятия, которые берут воду из подземных водозаборов. И позиция селян, которые проживают вблизи этих водозаборов, везде примерно одинакова – Вы нам должны, потому что забираете нашу воду. Поэтому платить не будем.

Для примера, часть водозабора ужгородского водоканала находится на территории Коритнянского сельского совета. Там всего 700 дворовых хозяйств. Их жители за последние несколько лет задолжали водоснабжающему предприятию за предоставленные услуги свыше 16 миллионов гривен. И продолжают не платить дальше. Село это никогда не имело статуса депрессионной воронки, но местные сами себе решили, что платить за воду не будут.

Станислав Карташов.

— Это все связано исключительно с популизмом отдельных депутатов и некоторых сельских голов, которые на выборы шли с лозунгом – бесплатная вода для коритнян, — говорит директор КП Водоканал г. Ужгорода Станислав Карташов. – Наш Минайский водозабор находится на территории сразу двух сельских советов — Холмкивского и Коритнянского. Одни платят исправно, а другие – нет. Жители Коритнян рассказывают, что не они нам должны, а мы, потому что у них в колодцах пропала вода. Когда же начинаем инициировать отключение за долги, то выходят перекрывать трассу международного значения. Только с последним сельским головой ситуация несколько сдвинулась с мертвой точки. Люди начали платить, но частично, в пределах 10-15% от начисленных текущих платежей. Правда в последнее время в Коритнянах начали поднимать вопрос о возможном переходе на индивидуальные счетчики и реструктуризацию того, что насобиралась за предыдущие годы. Но это пока на уровне разговоров. При этом долги продолжают нарастать.

Влад ИСАЕВ.
 

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська