«Нырял глубоко, чтобы другие не потянули на дно», — воспоминания ривненчанина, который выжил в катастрофе «Адмирала Нахимова»

Леонид Тоюнда на берегу Черного моря, в котором затонул Адмирал Нахимов

Тридцать один год назад, 31 августа 1986 года, в жизни на то время молодого и успешного руководителя Дубровицкого районного отделения Государственного банка СССР Леонида Тоюнды произошла трагедия, которая разделила его жизнь пополам. Через неделю после нее он полностью поседел. Это были восемь минут, которые он предпочел бы навсегда вычеркнуть из своей памяти и никогда не вспоминать. Однако, ужасные картины пережитого еще долго будут ему сниться, напоминая о тех, кто был рядом и кого тогда он навсегда потерял.

Катастрофа одного из крупнейших круизных лайнеров Советского Союза Адмирал Нахимов тогда унесла жизни сотен пассажиров. Среди тех, кому посчастливилось выжить, был Леонид Тоюнда. Только потом, через 19 лет после трагедии он поймет, что второй шанс на жизнь был дарован ему не случайно: в свои 57 он в третий раз станет отцом.

Стоя на берегу Черного моря, держа за руку своего 11-летнего сына Сашу, господин Тоюнда с тоской в глазах смотрит в морскую даль и мысленно вспоминает всех тех, кто более тридцати лет назад не вернулся из того рокового рейса.

Рассказывает сыну Саше о событиях той трагической ночи

Хотя перед отправлением у всех пассажиров Адмирала Нахимова было приподнятое настроение, ведь попасть на этот корабль-красавец было очень сложно. Более того, тогда на корабле объявляли, что пассажирам очень повезло, поскольку это должен быть его последний рейс. После которого власть Советского Союза должна была отдать его в Варну (Болгария) за долги, где проводили капитальный ремонт Адмирала Нахимова.

Советский Титаник

Адмирал Нахимов построен в 1925 году немецкими инженерами в Лоббендорфе. Тогда он назывался Берлин. До Второй мировой использовался как пассажирский лайнер, во время войны на нем перевозили раненых. В 1945-м пароход подорвался на мине и затонул. Поднять и отремонтировать его удалось только через два года. Тогда и он стал называться Адмиралом Нахимовым, а еще через 10 лет — опять на нем возили туристов.

По своим техническим характеристикам Адмирал Нахимов мало чем уступал знаменитому Титанику: его длина была 174,30 метров (Титаника — 269,1 м), ширина 21,02 метра (28,19 м), высота 11,81 метр (18,5 м). А еще на нем было 276 человек экипажа и вмещал 1500 пассажиров.

Попасть на этот корабль-красавец было за счастье

Одним из тех, кто попал на этот корабль был и 38-летний Леонид Тоюнда — путевку он получил, как премию от Советского фонда мира. Кроме него, билетами на этот круиз премировали еще четырех работников государственного банковского учреждения. Правда, из других районов Ривненской области.

— У меня чего-то особого желания ехать не было, — вспоминает господин Тоюнда в разговоре с корреспондентом PRESS-ЦЕНТР. – Я даже тогда чуть не опоздал на поезд до Одессы, однако друзья настояли, что надо ехать.

Дома у господина Леонида осталась тогда жена и двое несовершеннолетних детей.

Празднование Дня шахтера спасло жизни сотен пассажиров

Первый портовый город, в котором после Одессы остановился Адмирал Нахимов, была Ялта. На следующий день он отчалил до Новороссийска, а затем — в Сочи. Однако, не дошел. В 15 километрах от Новороссийска и всего за четыре километра от берега в 23 часа 20 минут в середину правого борта круизного лайнера врезался сухогруз корабль Петр Васев, войдя своей передней частью, которая выступала, – бульбом на несколько метров в корпус Адмирала Нахимова. Пассажирский пароход еще несколько минут по инерции продолжал двигаться вперед, разворачивая сухогруз и тем самым увеличивая размер пробоины в правом борту. Повреждения Нахимова оказались настолько существенными, что он полностью наполнился водой и затонул всего за восемь минут.

Ривне

Позже эксперты дадут свое заключение — размер пробоины был около 80 метров квадратных. Другими словами, как большая четырехкомнатная квартира. Хоть и маленькие, все же шансы выжить были лишь у тех, кто в момент столкновения находился на верхней палубе корабля на танцах.

— То был День шахтера, — продолжает свой рассказ наш собеседник. – А поскольку на корабле было много отдыхающих с Донбасса, они настояли на том, чтобы танцы продлили на несколько часов. Многим это спасло жизнь.

Один из нескольких ресторанов, который был на борту Адмирала Нахимова

И действительно, в тот вечер тысячи пассажиров в ожидании утреннего Сочи, на борту пили дефицитный коньяк и беззаботно танцевали на дискотеке под новый хит Софии Ротару Луна, Луна. Среди них был и Леонид Тоюнда. В тот вечер он надел шикарный блестящий костюм за 240 рублей, однако потанцевать в нем так и не успел.

Дожить до рассвета

После 23 часов господин Тоюнда обратил внимание на то, что рядом с их кораблем начали светить какие-то фонари. Говорит, сначала подумал, что вернулись обратно в порт Новороссийска, хотя не мог понять, почему так быстро. Когда же понял, что это свет от другого корабля, – почувствовал сильный удар.

— За несколько минут двигатели нашего корабля затихли, а свет полностью погас, — вспоминает первые минуты после столкновения господин Тоюнда. – Что произошло, большинство пассажиров поняли только, когда ведущая вечеринки стала бегать и просить всех перейти на левый борт, тем самым надеясь выровнять корабль. Однако это не помогло. Свет фонарей Петра Васева начал отдаляться, а через несколько минут наш корабль подняло и люди начали слетать с него в воду.

Схема столкновения Петра Васева с Адмиралом Нахимовым

Той ночью вода была холодной. К тому же море штормило. Оказавшись одним из первых в воде, наш собеседник говорит, первое, что ему пришло на мысль: это конец. Однако умирать тогда никто не собирался. Поэтому единственное, что оставалось — набрать побольше воздуха в легкие и нырнуть как можно глубже. Признается, что помогло умение хорошо плавать, которому еще в детстве научился на реке Горынь.

— Под водой я плыл наугад. Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе, просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом наощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с Нахимова. За нее уже держалось несколько пассажиров. Остальным, кто плавал рядом, помогал добраться до нас. Таким образом, почти сорока пассажирам удалось продержаться в воде в течение нескольких часов и дождаться спасателей.

Последним на борт спасательной лодки поднялся господин Тоюнда, перед тем, помогая другим спасенным пассажирам. Вспоминает, что первым подал спасателям женщину, которая все время, пока плавали в открытом море, держась за шлюпку, жаловалась на слабое сердце. Все и она в том числе, очень обрадовались, когда увидели спасательный катер, однако, когда ее вытащили на борт, женщина умерла. К сожалению, таких случаев, когда у спасенных пассажиров Нахимова через некоторое время отказывало сердце, было еще несколько.

Сухогруз Петр Васев после столкновения

Каждый, кого в ту ночь спасли, а таких по официальным данным из 1243 пассажиров и членов экипажа Адмирала Нахимова было 820 человек, сразу прошли медосмотр, получили сухие вещи и продукты. Поскольку костюм господина Тоюнди был весь в мазуте, ему выдали новый на несколько размеров больше – рукава и брюки пришлось подгибать. А позже всем спасенным еще и выплатили частичную компенсацию за потерянные вещи.

Власти до последнего скрывали информацию о катастрофе

Тех, кто не нуждался в медицинской помощи, поселили в специально освобожденный от туристов отель в городе Новороссийске. А потом полдня держали в полной изоляции. С родными разрешили пообщаться только после обеда, когда стало понятно, что информацию о катастрофе не скрыть. Тогда, господин Тоюнда и отправил срочную телеграмму родным, что жив и здоров. А вечерним поездом, вместе с другими спасенными, уехал домой.

Позже, уже после возвращения, он узнает, что его сообщение, которое должно бы прийти через час, пришло с существенным опозданием. Поэтому родные до последнего не знали, есть ли он в списках живых.

— Друзья уже даже собрались дома, чтобы помянуть меня. Когда же почтальон принесла запоздалую телеграмму, поминки превратились в празднование моего второго Дня рождения, который с того времени я праздную дважды в год.

А еще каждый год накануне очередной годовщины Леонид вместе со своими знакомыми, которым после этой катастрофы тоже повезло выжить, собираются вместе, чтобы помянуть тех, кто остался в ту ночь в холодной морской воде навсегда.

Братская могла для сотен пассажиров

На том трагическом рейсе Адмирала Нахимова из Ривненской области было 29 человек, однако лишь 18 удалось выжить. А до сегодняшнего дня дожили единицы. В целом же, по официальным данным, в результате катастрофы погибло 423 человека (359 пассажиров и 64 члена экипажа), 64 из них навсегда остались под водой.

Поисковые работы на месте крушения лайнера начали сразу, с 1 сентября 1986 года. Судно легло на правый борт на грунт почти полностью. Водолазы проникали внутрь, коридоры были больше похожи на узкие лазы и шахты, вдребезги завалены коврами, мебелью и… трупами. Большинство кают оказались запертыми, поэтому спасателям приходилось выламывать двери, чтобы вытащить тела людей. Во время подводных работ в помещениях судна, которое затонуло, погибли два военных водолаза. После этого поисковые работы решили прекратить.

Священник-дайвер на 20-ю годовщину трагедии отслужил заупокойную службу под водой, на затонувшем теплоходе Адмирал Нахимов

С тех пор Адмирал Нахимов лежит на глубине 47 метров в Цемесской бухте. Это место, радиусом 500 метров, считается официальным местом захоронения жертв катастрофы. Любые действия, которые бы нарушили покой места захоронения, здесь запрещены. Только каждый год 31 августа сюда приходит катер с родственниками погибших и они опускают на воду венок.

Влад ИСАЕВ, Мирослава БЗИКАДЗЕ.

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська