Сергей Анощенко
Городской голова Вараша на Ривненщине считает, что он не только избранный общиной руководитель города, а также владелец всего, что находится в городе и его окрестностях. В том числе и атомной электростанции, благодаря которой, собственно, и был построен Вараш, и которая является источником едва ли не всех благ, которыми пользуются его жители. Почему так произошло, дальше в перепечатке из газеты Ривне вечернее.
Предприятие, от стабильной работы которого зависят судьбы тысяч его работников, а от безопасной его эксплуатации — сотни тысяч жизней, очевидно, стало лакомым куском для крупных финансово-политических олигархических групп. По крайней мере размах, с которым закрутилось дело, и персоны, которые в нем задействованы, заставляют так думать.
До последнего момента руководство Вараша, города-спутника РАЭС, все устраивало. Более того — город паразитировал на прибылях атомной станции. Ведь кроме многомиллионных налогов, в местный бюджет город получает тепло и горячую воду ниже себестоимости, по которой, кстати, успешно наращивает долги (по состоянию на ноябрь 2016 года — 80 миллионов гривен). Большая часть жителей Вараша работают на АЭС, другая часть горожан успешно занята в сфере обслуживания. Фактически город существует, пока существует его градообразующее предприятие. Иначе Вараш ждала бы финансовая стагнация, глубокая социальная рецессия и массовая миграция.
Городская власть при таких условиях должна быть заинтересована в стабильной работе предприятия, и до недавнего времени так и было. С тех пор как город возглавил господин Анощенко, ситуация координально изменилась — город-спутник, оказывается, устал от своей второстепенной роли.
Похоже, задекларированную государством децентрализацию Сергей Анощенко понимает несколько своеобразно: атомная станция в понимании городского головы — не более, чем обычное коммунальное предприятие, руководителя которого мэр будет назначать и увольнять своим распоряжением. О своем решении господин Анощенко сообщил руководству государства и руководству государственного предприятия НАЭК Энергоатом письмом от 10 октября этого года, которое попало в нашу редакцию.
В письме городской голова и обеспокоенная общественность сообщают, что Павел Павлишин, гендиректор РАЭС, ведет исключительно аморальный образ жизни, занимается подрывной деятельностью и вообще замечен в связях с вражескими спецслужбами. Интересной является аргументация — мол, про все эти зловещие факты жители города проинформированы из новостей телеканалов. Ссылки на конкретные записи тех или иных телеканалов или материалы журналистских расследований городской голова в своем письме, конечно, не приводит, да и зачем?
Главное обвинение в адрес Павлишина — отсутствие патриотизма и полное игнорирование ценностей Майдана. Далее городской голова от имени общины города требует у Энергоатома безотлагательно расторгнуть трудовой договор (контракт) с генеральным директором Ривненской АЭС Павлышиным, а кандидатуру нового гендиректора, но уже проукраински настроенного, просит предварительно согласовать с органом местного самоуправления.
Почему руководитель государственного предприятия стратегического значения должен проходить экзамен на патриотизм у городского головы? Вопрос для господина Анощенко риторический. Впрочем, вызывает удивление такая патриотичность мера, который игнорирует требования Закона Украины о декоммунизации и упорно продолжает именовать родной город Кузнецовском, игнорируя решение Верховной Рады Украины о переименовании. Своих избирателей господин Анощенко вводит в заблуждение, заявляя, что новое название не может вступить в силу, пока в столице не выделят деньги на замену указателей. Патриотически и проукраински настроенный городской голова не видит ничего плохого в том, чтобы город и в дальнейшем имел в своем названии имя кровавого палача, НКВДиста Кузнецова. Это так, к слову о патриотизме…
Сам Сергей Анощенко никаких противоречий в своей позиции не замечает. В интервью нашему корреспонденту подтвердил, что направил соответствующее обращение не только в Энергоатом, но и в Администрацию Президента и во все правоохранительные органы, ведь, по его мнению, деятельность Павла Павлишина необходимо не только расследовать, но и подвергнуть люстрации:
— РАЭС — крупное государственное предприятие. Почему мелких чиновников люстрировали, а руководителей государственных предприятий — нет? Ривненская атомная станция — градообразующее предприятие, однако когда назначают директора атомки, нам привозят кота в мешке и говорят, что он будет управлять. И как нам с ним сотрудничать? Руководитель полиции теперь уже практически бесконтрольный, никак местным властям не подчиняется. Это демократия? Думаю, что наше ходатайство проигнорируют, судя по тому, как развиваются события в Украине. Совсем теперь не обращают внимания на местные общины. Считают, что Киев — это все, а остальные должны выполнять указания.
Кроме того, городской голова Вараша уверен, что нынешний руководитель РАЭС вместо хозяйственной деятельности занимается политикой и оказывает давление на профсоюзы. Впрочем, в комментарии нашему изданию председатель первичной профсоюзной организации ОП Ривненская АЭС Иван Мельник любое давление со стороны генерального директора опровергает и, наоборот, возмущается вмешательству местных властей в работу предприятия:
— К сожалению, в истории можно найти много примеров, когда в угоду отдельным политическим силам были поставлены на колени целые отрасли народного хозяйства. Уверен, что вопросы назначения и увольнения топ-менеджеров ядерных объектов должны решаться исключительно по признакам их профессионализма и только узкопрофильными специалистами, которые не связаны с политикой и понимают особенности работы АЭС и отрасли в целом. Цена вопроса — энергетическая и ядерная безопасность государства.
Председатель профсоюзной организации также отметил, что стабильность на предприятии — это и стабильные отчисления в местный бюджет. По самым скромным подсчетам, доля РАЭС в бюджете Вараша составляет 75 процентов. То есть любые перипетии на предприятии, инспирированные политическими мотивами, ставят под угрозу функционирования всего хозяйственного комплекса города.
Сам генеральный директор РАЭС Павел Павлишин не скрывает своего удивления тем, как разворачивается ситуация. Говорит: городской голова, еще вчера вполне конструктивный в сотрудничестве со станцией, резко изменил свою позицию. Гендиректор АЭС не исключает, что в этом есть и личный интерес, и так же возможное влияние заинтересованных финансово-политических кланов.
Гендиректор РАЭС Павел Павлишин прокомментировал эту ситуацию в телефонном разговоре с корреспондентом РВ.
— Городской голова Вараша п. Анощенко подготовил письмо, в котором требует вашей отставки и на будущее требует согласовывать назначение руководителя АЭС с ним. Как вы оцениваете правомерность таких требований?
— Городскому голове, в первую очередь, необходимо заниматься решением проблем города. И прежде всего тем, каким образом погасить перед Ривненской АЭС долг в 80 млн. гривен за предоставленные услуги по тепло- и водоснабжению. Также хочу отметить, что коллектив станции за 9 месяцев этого года перечислил в городской бюджет более 200 миллионов гривен налогов и сборов. Я думаю, эта цифра красноречиво свидетельствует об эффективности деятельности предприятия. Наше предприятие работает стабильно и мы не нуждаемся в помощи от местной власти. А различные популистские требования относительно изменения руководства РАЭС являются, прежде всего, неправомерными.
— Сергей Анощенко обвиняет вас в отсутствии должной патриотической позиции, его письмо содержит и другие обвинения, как это можете прокомментировать?
— Конечно, патриотизм и национальное сознание должны быть. Однако критерии к назначению на должность определены в должностной инструкции генерального директора, которая разработана в соответствии с действующими нормами и правилами. Лицо, которое претендует на должность генерального директора АЭС, должно иметь профильное высшее образование по образовательно-квалификационному уровню магистр или специалист; соответствующий стаж работы на руководящих должностях в эксплуатирующей организации или ее обособленном подразделении; иметь надлежащий уровень квалификации в сфере использования ядерной энергии; владеть особенностями, проблемами и приоритетами в сфере использования ядерной энергии и прочее. И еще, это один из определяющих факторов — генеральный директор осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности должностных лиц эксплуатирующей организации по осуществлению организационно-распорядительных функций, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности, выданной Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины в установленном порядке. Генеральный директор АЭС назначается на должность и увольняется с должности приказом президента ГП НАЭК Энергоатом по согласованию с Минэнергоуголь. При таком назначении политика и политики вообще ни к чему.
— Кое-кто в Вараше видит в этом демарше городского головы личные причины. Есть ли, по вашему мнению, причины считать, что у господина Анощенко к вам есть личные претензии?
— Мне хочется думать, что господин Анощенко ответственный политик. Но надо заметить, что действующий городской голова — это бывший работник РАЭС, который все судебные иски против РАЭС проиграл. Поэтому такие действия можно трактовать как сведение счетов и, очевидно, исполнение чьих-то указаний.
— Поговаривают, что в ситуации, которая сложилась, могут быть замешаны интересы крупных финансово-политических групп, насколько это соответствует действительности?
— Господина Анощенко, насколько мне известно, активно поддерживает депутат областного совета Борис Бирук от объединения УКРОП, партии, которая финансируется известным миллиардером Коломойским. Представители этой политической силы в последнее время способствуют городскому голове в доведении городского коммунального предприятия, которое задолжало ГП НАЭК Энергоатом за предоставленные ОП РАЭС услуги более 80 млн. гривен, до банкротства.
Небезосновательные наблюдения последних месяцев свидетельствуют, что на руинах КМКП планируется создание частной структуры именно представителями этой политсилы. Не исключено, что при этом и кресло генерального директора РАЭС для них очень лакомый кусок.
Каким будет финал этого недоразумения между городским головой и руководством РАЭС — догадаться нетрудно. Государство вряд ли согласится уступить право назначать руководителя атомной электростанции в пользу местных политических деятелей, даже таких амбициозных. А вот как отнесется община города Вараша к действиям своего руководителя, особенно если в результате запущенных им интриг РАЭС перестанет давать городу тепло, обеспечивать горожан зарплатой, остановятся многомиллионные выплаты в местный бюджет? Продолжение этой истории журналисты редакции будут отслеживать с особой бдительностью.
Сергей ТКАЧЕНКО, .
Комментарии закрыты.