«Иранский прорыв» имени Ярощука или что замалчивает руководство Ривненской торгово-промышленной палаты
Что и кто скрывается за вывеской Ривненской торгово-промышленной палаты и как организация, которая должна способствовать, помогать и продвигать интересы предпринимателей, выполняет задекларированные цели, задачи и функции? Для этого достаточно сравнить пункты из устава торгово-промышленной палаты и реальное положение дел у ривненских предпринимателей, которые в свое время дружными рядами записывались в члены этой организации, искренне надеясь на поддержку.
Итак, торгово-промышленная палата — это негосударственная, неприбыльная самоуправляемая организация, которая на добровольных началах объединяет юридических лиц и граждан Украины, зарегистрированных предпринимателями, а также их объединения. И здесь вроде все в порядке: организация действительно негосударственная, то есть никакого контроля над ней никто не имеет, кроме неизменного ее президента Николая Ярощука, его сына и по совместительству вице-президента этой же Ривненской торгово-промышленной палаты Ярощука Николая Николаевича (о том, как эти лица планируют передать один другому трон торгово-промышленной палаты в наследство, в следующих материалах).
Николай Ярощук всегда откровенно поддерживал своего шефа Геннадия Чижикова, которого связывают с кланом Януковича.
С самоуправлением все тоже довольно просто: президент торгово-промышленной палаты сам себе распоряжается от своего имени, без консультаций с общественностью или хотя бы членами собственной организации, подписывает документы, как, например, на поддержку своего одиозного шефа, президента Торгово-промышленной палаты Украины Геннадия Чижикова, которого связывают с семьей разыскиваемого Интерполом экс-генпрокурора Украины Пшонки, и президентом-беглецом Виктором Януковичем. Среди прочего, господин Чижиков частый гость в Ростове-на-Дону, где не раз публично высказывал свое глубокое сожаление по поводу сокращения торгового сотрудничества с Российской Федерацией и критиковал соглашение об ассоциации с Европейским союзом, его статьи регулярно печатает на своем сайте
Из всех региональных представительств в Украине только Ривненская торгово-промышленная палата и ее безраздельный хозяин Николай Ярощук выступили в поддержку донецкого клана и последнего его представителя при должности — Геннадия Чижикова. В своем интервью местным телеканалам Николай Ярощук не скрывает, что в свое время голосовал за Чижикова, подтверждает, что подписал открытое письмо в его поддержку, и довольно хорошо знаком с тем, какие связи у Чижикова с Пшонкой, и даже достаточно хорошо ориентируется в том, какие претензии выдвигает Чижикову прокуратура.
То есть сказать, что Николай Ярощук поддерживает Чижикова неосознано или просто не располагает достоверными фактами о нем, никак нельзя. Более того, не видит особых оснований выразить недоверие такому руководителю тоже не видит.
Даже после того, как общественность города возмутилась его действиями, Николай Ярощук не отказался от поддержки Геннадия Чижикова. А в лучших традициях старой компартийной школы заявил: нужно разобраться.
И наконец о неприбыльности торгово-промышленной палаты.
Николай Ярощук (на фото — в центре).
Есть две наиболее распространенные схемы, по оценкам экспертов, которые приносят миллионные прибыли.
Первое — это засвидетельствование сертификатов происхождения товаров, которые вывозят за пределы Украины. Важная услуга, особенно, если у вас есть фура с товаром, а необходимые документы о том, что это за товар и кто его производитель и т. д. случайно потерялись или их вообще не было.
Второе — это так называемое засвидетельствование торгово-промышленной палатой форс-мажорных обстоятельств. Проще говоря: у вас есть договор с иностранной компанией, но товар или услугу вам не удалось предоставить заказчику своевременно или вообще нет никакого товара, а оплачивать штрафные санкции или просто вернуть деньги заказчику вы не хотите. Можно с помощью добрых людей из торгово-промышленной палаты засвидетельствовать документально, с печатью тот факт, что на самом деле не по вашей вине заказчик так и не дождется товара, а у вас сложились форс-мажорные обстоятельства. Иными словами, обстоятельства непреодолимой силы. Следовательно, значительная часть ответственности за невыполненный контракт с вас снимается. И это только вершина айсберга.
Что же касается задач, которые перед собой ставит в своих учредительных документах торгово-промышленная палата и чего так и не дождались от ее руководства предприниматели.
Итак, торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии с уставом занимается, среди прочего, следующим: осуществляет представительство интересов членов Палаты по вопросам, которые связаны с их хозяйственной деятельностью как в Украине, так и за ее пределами. И тут сразу вспоминается ситуация с Ривнеазотом, тысячи рабочих которого в Ривне, из-за газовых вопросов каждый раз рискуют остаться без работы. А от торгово-промышленной палаты не прозвучало хоть какого-то заявления, не говоря уже о защите этого бюджетообразующего для Ривне предприятия.
Николай Ярощук в своем интервью местным телеканалам с восторгом рассказывал о взрывчатке, якобы могут изготавливать из селитры Ривнеазота. И он, Ярощук, даже ездил в Иран, чтобы эту селитру им продавать. Вот такая помощь торгово-промышленной палаты для крупнейшего предприятия Ривненщины. Как вы понимаете, ни селитры, ни взрывчатки, ни чего-либо другого Иран у Ривнеазота не купил. Зато какая была красивая идея – Иранский прорыв имени Николая Ярощука. Надеемся, что хотя бы экскурсия в Тегеран (не за свой, кстати, счет оплаченная) Николаю понравилась. Это так ТПП содействует развитию внешнеэкономических связей, экспорта украинских товаров.
И здесь опять промах — как-то не слышно было про новые рынки сбыта для производителей из Ривненской области. Если бы не откровенное интервью самого Ярощука, никто так бы и не узнал о взрывной селитре для Ирана. А что касается продвижения других товаров на перспективные рынки, не сложилось вообще.
В этом смысле показательной является ситуация вокруг деревоперерабатывающей отрасли, предприятия которой полностью остановились. 11 гранитных карьеров области, которые успешно работали на экспорт, тоже стоят.
ТПП организует взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, координирует их взаимоотношения с государством в лице ее органов — говорится в уставе. Однако ни правительство, ни Верховная Рада от Ривненской торгово-промышленной палаты не дождались ни одного проекта документа, который бы регулировал проблему нелегальной добычи янтаря.
Вся страна с ужасом смотрит на репортажи из северных районов нашей области, а для Ривненской ТПП этой проблемы как бы вообще не существует. Хотя потенциально урегулирование на законодательном уровне добычи янтаря могло бы принести хорошие дивиденды как в местный бюджет, так и создать тысячи легальных рабочих мест, и как следствие дать новый толчок развитию экономики. Чем собственно и должна заниматься торгово-промышленная палата.
Впрочем легальная добыча солнечного камня и его легальный экспорт заграницу похоже не интересен отцу и сыну Ярощукам (подробно о янтарных интересах Ривненской торгово-промышленной палаты в следующей публикации).
А теперь самый важный вопрос, который должны задать себе члены торгово-промышленной палаты — представители крупного, среднего и малого бизнеса: почему Ярощук до сих пор на посту и стоит ли ждать от человека с таким коммунистическим опытом каких-то энергичных и инновационных форм работы?
Сейчас мы видим лишь громкие заявления, заграничные командировки, бравурные рапорты об успехах на отчетных конференциях, нереализованные суперпроекты и присущие советской элите банкеты в лучших ресторанах города.
Елена ВОРМИЛОВА.
Комментарии закрыты.