«День в СИЗО – два дня в тюрьме»: плюсы и минусы нового закона

В конце прошлой недели вступил в действие Закон О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания. Согласно им, человеку, который находится под досудебным расследованием или судебным следствием, день, проведенный в СИЗО, будет засчитываться за два дня, проведенных в тюрьме.

Несмотря на его неоднозначное восприятие частью юридического сообщества, а именно прокурорами, судьями, он является однозначно положительным. Хотя некоторые пробелы все-таки есть. Об этом в беседе с корреспондентом PRESS-ЦЕНТР рассказал известный во Львове адвокат Олег Мицик.

— Из собственного опыта известно, что лица, содержащиеся в СИЗО, находятся в нечеловеческих условиях, гораздо худших, по сравнению с осужденными, находящимися в местах лишения свободы, — говорит правозащитник. – К примеру, осужденные не только сидят в камерах, они могут работать, заниматься спортом, творчеством, могут ходить по территории учреждения. А вот лица, которые содержатся в СИЗО, постоянно находятся в камерах, очень часто по шесть и более человек в одной, на одного приходится меньше двух квадратных метров, при том, что в такой камере еще находится туалет, который не имеет даже шторки, и столовая – стол, за которым не только едят, но и продукты хранят. В таких камерах даже пошевелиться негде, не то, что спортом заниматься.

— Неужели этот закон что-то изменит?

— Конечно, принятие этого закона значительно улучшит условия содержания под стражей лиц, находящихся под досудебным расследованием или следствием. Их будут держать меньше времени, потому что правоохранительные органы и суды более оперативно будут расследовать уголовные производства.

"Улучшенная", трехместная камера львовского следственного изолятора

Хотя, в то же время, Олег Мицик не исключает, что в определенных случаях новый закон все-таки будет способствовать искусственному затягиванию процесса адвокатами в заранее проигрышных делах – чтобы меньше времени осужденный провел в тюрьме. Да и злоупотребления в таком случае могут быть и со стороны осужденных, чтобы затянуть этапирования из СИЗО в место отбывания наказания.

— Они могут подавать различные ходатайства об ознакомлении с материалами дела для написания кассационной жалобы и т.д. Безусловно, все будут стремиться любой ценой получить возможность как можно дольше находиться в СИЗО, — говорит юрист. — Потому что в тюрьму они все равно попадут рано или поздно, но сидеть будут уже намного меньше. Да и не секрет, что в наших СИЗО можно буз проблем "купить" улучшенные условия, даже камеру-"люкс".

Кроме того, по словам Олега Мицика, в документе четко не расписана процедура применения этого закона судами. Не определено, какие документы (кроме ходатайства) нужно подавать  человеку для зачисления ему одного дня предварительного заключения за два дня лишения свободы, не урегулирован вопрос о подсудности рассмотрения таких ходатайств от лиц, дело в отношении которых находится на рассмотрении в Высшем специализированном суде Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, приговор по которым вступил в законную силу. Ведь если в суде, который вынес приговор, не будет материалов уголовного дела, то рассматривать ходатайства о применении этого закона он уже не сможет.

— Кроме того, наиболее проблемными будут вопросы в отношении лиц, которые были осуждены повторно, или приговор составлялся по совокупности приговоров и присоединении неотбытой части наказания по предыдущему приговору, — говорит Олег Мицик. – Есть и такой пробел: по всей Украине отбывают наказание лица, осужденные в Крыму, а их приговоры должны пересматриваться именно там. Как выйти из ситуации?

— Кто должен обращаться в суд относительно применения этого закона и что именно входит в срок предварительного заключения? Например, проведение судебно-медицинской экспертизы или пребывания обвиняемого в медучреждении для проведения следственных действий – это тоже засчитывается?

— Кто может обращаться: как сам осужденный или его родственники, так и защитник.

Кстати, в законе есть грамматическая ошибка относительно суда, в который нужно обращаться. В его заключительных положениях после слова защитника и перед словом суд пропущено слово к, что однозначно установило бы, что ходатайство подается в суд, который вынес приговор. Однако на деле получается, что закон вообще не устанавливает суд, в который необходимо обращаться с ходатайством. Так же он не указывает и суд, по собственной инициативе которого может быть осуществлен пересмотр сроков.

В срок предварительного заключения входит задержание без постановления следователя или суда, задержание на основании постановления следственного судьи, содержание лица под стражей как мера пресечения, пребывание обвиняемого в стационарном медицинском учреждении при проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, в учреждениях предварительного заключения для проведения следственных действий или участия в судебном разбирательстве уголовного производства. Если доказательств в подтверждение такого срока нет, то их можно получить, подав соответствующие запросы в конкретные СИЗО или ИВС.

Также следует сказать, что учитывается только срок до вступления приговора в законную силу. Например, пребывание осужденных в СИЗО для хозяйственного обслуживания не считается день за два. Также не считается день за два нахождения в СИЗО после вступления приговора в законную силу, но до момента этапирования для дальнейшего отбывания наказания.

По словам Олега Мыцыка, в Украине по состоянию на 1 февраля 2014 года отбывали наказание в виде лишения или ограничения свободы 98 162 человека. Большая часть из них отбывала предварительное заключение в СИЗО, а следовательно подпадают под применение этого закона. Поэтому, фактически, это будет самая большая амнистия в Украине.

Беседовала Мирослава ЯРЕМКИВ.
 

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська