«Сегодня — фашисту, а завтра – Ким Чен Ыну?»: на Львовщине скандал из-за мемориальной доски немецкому офицеру
Мемориальную доску на доме, где жил с женой Эбергард Гельмрих, установили еще в июне.
В небольшом городке Дрогобыч, что на Львовщине, где до Второй мировой войны большую часть населения составляли евреи, разгорается чуть ли не международный скандал. Дрогобыч считается родиной Юрия Дрогобыча, Ивана Франко и Бруно Шульца. Здешние жители помнят и уважают своих великих земляков, а также тех, кто помогал и спасал их в годы войны. Даже несмотря на то, что эти благотворители иногда стояли, так сказать, по другую сторону баррикад. Речь об известном в Дрогобыче немце Эбергарде Гельмрихе, который в годы Второй мировой спас более двухсот евреев. Однако не все восприняли такое событие на ура. Нашлись и такие, кто требует демонтировать доску.
Немцы захватили Дрогобыч буквально с первых дней войны. На то время здесь проживало от 15 до 17 тысяч евреев, что составляло почти половину всего населения города. Большинство из них погибли – немцы расстреливали их в лесах, вывозили в лагеря смерти или просто убивали на месте. Кстати, такая же судьба постигла и известного писателя еврейского происхождения Бруно Шульца. Словом, выжить удалось немногим, но кое-кто избежал смерти благодаря именно Эбергарду Гельмриху.
Он был майором вермахта и членом Национал-социалистической рабочей партии Германии. В годы Второй мировой Эбергард Гельмрих в Дрогобыче отвечал за продовольствие для оккупационной власти. Но в 1941-1944 годах спасал местных евреев – пользуясь служебным положением, подделывал документы, устраивал на работу в городе, а впоследствии переправлял в Германию.
— Говорят, таким образом ему удалось спасти более 200 человек, — рассказывает корреспонденту PRESS-ЦЕНТР представитель еврейской общины Дрогобыча Леонид Голдберг. — За это в Израиле офицера и его жену еще в 1969 году признали Праведниками мира.
Эбергард Гельмрих умер в 1969 году в Соединенных Штатах.
Установку в Дрогобыче на доме по улице Ивана Франко, где жил Гельмрих, мемориальной доски инициировала израильская внеправительственная организация Дрогобыч-Борислав. Спонсировал ее изготовление Георг Гузман, представитель немецкого Фонда примирения и искупления. Поэтому доску привезли из Германии и торжественно открыли еще 22 июня – в годовщину начала войны. На церемонии присутствовали и первые лица города, в том числе и городской голова Тарас Кучма.
На церемонию открытия съехались потомки спасенных немцем евреев.
Однако теперь местные активисты и депутат Львовского облсовета Михаил Задорожный требуют ее демонтировать, говорят, что она установлена с нарушением законодательства. К тому же господин Задорожный не скрывает, что Эбергард Гельмрих был оккупантом, так что мемориальной доске в его честь в Дрогобыче не место.
— У нас претензии не к людям, а к власти, — объясняет корреспонденту PRESS-ЦЕНТР Михаил Задорожный. – По закону, установление мемориальной доски должны согласовать депутаты на сессии, однако этого не было. Когда власть дает разрешение, то она берет на себя ответственность. А это означает, что власть Дрогобыча не хочет брать на себя ответственность. Гельмрих пришел на нашу землю с оружием, поэтому является оккупантом. То о какой мемориальной доске может идти речь? А если у кого-то из террористов, тех, которые сегодня воюют на востоке Украины, которые пришли к нам с оружием, захватили нашу территорию, у кого-то когда-то проснется жалость и он спасет несколько человек, то мы ему тоже должны установить мемориальную доску? В Дрогобыче разные люди, кому-то один нравится, кому-то другой, но если всем так, не разбирая, устанавливать памятники, то завтра захотят еще Ким Чен Ыну установить! К примеру, в 2008 году в Мюнхене украинская община установила мемориальную доску Ярославу Стецько. Но по решению местных властей ее демонтировали. Также не позволили установить мемориальную доску на доме в Мюнхене, где жил Степан Бандера. Потому что для нас — они герои, а кто-то иного мнения по тому поводу. А мы устанавливаем мемориальную таблицу военному вермахта, человеку, который в составе нацистской армии оккупировала украинскую землю.
На вопрос, почему активисты лишь теперь, через два месяца после установки доски, подняли шум, Задорожный ответил, что давно обращались к городскому председателю Дрогобыча по этому поводу и он действительно даже признал, что доска установлена с нарушениями, однако лишь пообещал встретиться с инициаторами ее установки для решения вопроса по сути.
— Обращение на имя городского головы было еще 11 июля, пришел ответ, что мэр признает: таблица установлена с нарушением, и лишь пообещал решить вопрос по существу. Потом еще дважды этот вопрос рассматривался на заседании Координационного совета, постановили ее демонтировать. Почему за столько времени не сделали все, как того требует положение, принятое на сессии?
Тем временем, в городском совете Дрогобыча объяснили, мол, установили незаконно, потому что времени не было — потомки спасенных евреев, которые привезли с собой готовую доску из Германии, приехали быстрее, чем были готовы все бумаги. Поэтому теперь доску узаконят, но снимать ее не будут.
Мирослава БЗИКАДЗЕ.
Фото: Дрогобычский городской совет.
Комментарии закрыты.