Директор «Ривнеоблводоканала»: «Экономические основания для повышения тарифа есть, но говорить об этом еще рано»
Андрей Карауш.
Воду, которую потребляют ривненчане, считают одной из лучших в стране. Директор Ривнеоблводоканала Андрей Карауш утверждает, что сам пьет из-под крана, и уверяет, что она вполне безопасна для употребления. На днях п. Карауш во время видеовстречи в редакции РВ рассказал и о качестве ривненской воды, и о тарифах и нынешних планах его предприятия.
— Ривне повезло, у нас стопроцентно вода артезианская, она не имеет поверхностного загрязнения, — рассказал Андрей Карауш. — Мы ее только обезжелезываем и перед непосредственной подачей в город обеззараживаемой гипохлоритом натрия марки А, это соединение убивает бактерии. Конечно, несколько портят качество воды трубы, по которым ее подают в дома ривненчан, ведь некоторые из них прокладывали в Ривне еще в 30-50-х годах прошлого века. Но поскольку в сети вода находится под давлением и она прошла дезинфекцию, мы гарантируем безопасность ее употребления. Единственное, когда вода может быть определенное время загрязненная, это когда случаются аварийные ситуации. Но мы всегда предупреждаем на сайте и по радио, чтобы потребители могли тогда или спустить воду, или кипятили ее для питья.
А как проверить качество воды самому?
— У нас есть собственная лаборатория, которая расположена на улице Ивана Вышенского, 6 и имеет все необходимое оборудование. Она ежедневно проводит анализы воды из 40 точек. Кроме того, контроль осуществляют санэпидемиологи. Каждый желающий может принести воду, набранную у себя дома, и проверить ее в нашей лаборатории или санэпидслужбе.
— Вода для жителей в этом году подорожает?
— Сейчас у нас действуют тарифы, которые вступили в силу с 1 ноября. Однако согласно требованиям Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, мы подали на утверждение инвестиционную программу и расчеты тарифов на 2017 год. Стоит отметить, что Нацкомиссия приостановила их рассмотрение. Есть решение Совета национальной безопасности, чтобы проверить экономическую обоснованность всех расчетов тарифов для водоканалов.
Экономические основания для роста тарифов есть. С 1 января действует новый размер минимальной заработной платы, от которой зависит зарплата работникам водоканала. Выросла стоимость электроэнергии. Кроме того, Ривнеазот планирует повысить стоимость очистки сточных вод на 36%. А эти три составляющие занимают почти 80% расходов нашего предприятия, поэтому мы и поставили плановый показатель роста тарифа на 8%, то есть 1,17 грн. Но пока говорить о повышении тарифа рано, потому что процедура не начата.
— Если не повысить тариф, водоканал будет понесет убытки в конце года. Будут отключения воды?
— Таких категорических последствий, конечно, не будет. Водоканал просто не сможет заменить какое-то оборудование или сети, а будет направлять средства прежде всего на оплату энергоносителей и зарплат.
— От депутатов облсовета звучала идея компенсировать 10 млн. грн., которых не хватает за население, из городского и областного бюджетов.
— С точки зрения политического пиара — очень хорошая инициатива. Но согласно законодательству это невозможно, потому что наше предприятие является лицензиатом Нацкомиссии, а потому возмещать разницу в тарифах можно только из государственного бюджета.
— Ривнеазот периодически останавливает производство, сейчас идет суд над его владельцем Дмитрием Фирташем. Есть угроза, что в какой-то момент предприятие откажется принимать стоки Ривне?
— Ривнеазот ни разу на моей памяти не нарушил хозяйственные отношения, которые есть между нашими предприятиями. Не было ни остановок, ни предупреждений об отказе очищать стоки. Поэтому думаю, что такого и не произойдет. Мы оплачиваем за стоки, что подаем на очистку, а вопрос задолженности, которую еще пока имеем перед Ривнеазотом (речь идет об 11 млн. грн.), планируем решить за счет разницы в тарифах до 1 июня.
— Идея строительства собственных очистных сооружений в Ривне до сих пор в силе?
— Мы подали все нужные расчеты и заявку на получение кредита от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) в Минрегионстрой, но наши документы им пока не передали. Пока нет порядка использования таких кредитов. Речь идет о 360 млн. грн., найти такую сумму из других источников нереально. Местные бюджеты не смогут дать, Государственный фонд регионального развития предусматривает втрое меньшую сумму на всю Ривненщину, а кредиты в украинских банках невыгодны. Потому что если Европейский инвестиционный банк предлагает 8% годовых, то наши банки значительно больше — 24-25%. Кроме того, ЕИБ часть средств дает как грантовые — на разработку проекта или в виде трансферта технологий.
— Сколько ривненчане задолжали за воду?
— Около 22 млн. грн., но это вместе с текущими начислениями за потребленную воду. Примерно 7 млн. грн. долгов — это те, которые просрочены. Если потребитель задолжал несколько тысяч гривен, мы идем в суд. Вообще, судебная процедура очень дорогая. Только чтобы подать иск, нужно около 600 гривен. Поэтому в основном мы опираемся на работу наших контролеров, которые приходят и общаются с должниками. Также проводим информационную кампанию. А в прошлом году подписали около 22 тыс. договоров, что тоже в определенной степени дисциплинирует потребителей к оплате.
— Больше половины ривненских семей имеют субсидии. Вы, как директор водоканала, довольны такой системой возмещения за потребленную воду?
— Система субсидий предусматривает клиринговые расчеты: подписываем протоколы взаимных расчетов и государство направляет средства непосредственно на оплату энергоносителей. На прочие расходы средства из субсидий принять невозможно, потому что они не монетизированы. Конечно, для производственного предприятия это неудобно и неэффективно, потому что налоги и зарплаты мы должны платить живыми деньгами, а субсидии можно использовать только на расчеты за электроэнергию. К слову, в месяц мы начисляем потребителям за наши услуги примерно 9,5 млн. грн., субсидии составляют 6,5 млн. грн. А за электроэнергию в месяц должны уплатить чуть более 4,5 млн. грн., перечисляем все 6,5 млн. грн., то есть платим за электроэнергию, которую не потребили. Экономически не совсем правильно, поэтому сейчас рассматривают вопрос о монетизации субсидий.
— В этом году Ривнеоблводоканал будет осуществлять реконструкцию сетей в Ривне?
— Мы постоянно проводим текущие ремонты. Несмотря на то, что ограничены в средствах, оперативно ликвидируем все аварийные ситуации. Обычно делаем это в течение дня. Капитальные замены сетей выполняем за счет средств городского бюджета. В прошлом году город выделил 2,5 млн. грн. на замену трубопроводов на восьми участках. Кроме того, за счет городской программы по благоустройству и расчистке малых рек канализуем некоторые улицы. Например — улица Прилужная, где за прошлый год проложили около 800 метров новой сети. В этом году планируем заменить 3,2 км канализации и 1,5 км водопровода. Речь идет, в частности, про улицу Весеннюю, Соборную, 236, строительство водопровода до школы в микрорайоне Тынное. Кроме того, начнем разработку проекта канализования Басового Кута.
— В Ривне строят новые жилые кварталы. Кто прокладывает водопровод и канализацию для них?
— Застройщик может привлечь как водоканал к строительству, так и другие предприятия. Реноме, например, заказывало наши услуги для домов на Костромской, потому что мы смогли доказать, что наши специалисты, технологии и цены подойдут как нельзя лучше. Впрочем, мы делаем технический надзор за всеми стройками, ведь в дальнейшем сети передают в эксплуатацию Ривнеоблводоканала.
— В прошлом году водоканал имел несколько технологических новшеств.
— Мы внедрили GPS-мониторинг нашего транспорта, что уже приносит нам экономию. Кроме того, отныне у нас действует система мобильный контролер: наши работники вносят показатели счетчиков в смартфон, и их автоматически передают в базу данных лицевых счетов потребителей.
— Известно, что предприятие получит более 20 млн. грн. из Государственного фонда регионального развития на автоматизацию и диспетчеризацию производственных процессов. Что это даст ривненчанам?
— В этом году нам выделят половину суммы. У нас есть семь водозаборных площадок, на которых — 118 скважин. Проект предусматривает установку счетчиков на воду и электроэнергию на каждой скважине, замену охранных систем. После внедрения будет также учет на всех насосных станциях, учет технологических затрат и учет подачи воды в сеть потребителям. Все данные будут попадать на диспетчерский пункт, и оттуда можно будет управлять скважинами. Персоналу больше не придется ехать к скважине, чтобы запустить насос, к примеру.
Это позволит, во-первых, стопроцентный учет, что позволит контролировать расход и экономить ресурсы. Вода все-таки — дефицитный товар. Кроме того, начнет действовать рынок электроэнергии, и мы сможем выбирать поставщика этого энергоносителя, который будет предлагать нам наиболее выгодные условия, для этого также нужна система учета. Срок окупаемости проекта, к слову, — семь лет. Следующий шаг — стопроцентный подомовой учет воды.
— Сколько ривненчан еще не имеют счетчиков на воду и за чьи деньги их будут устанавливать?
— 78% квартир имеют счетчики. Если говорить о подомовом учете, то процент достаточно низкий — с 1800 многоквартирных домов лишь 17% имеют домовые счетчики. Частный сектор на более 80% обеспечен приборами учета. Проект закона о коммерческом учете, который должны принять в Верховной Раде, предусматривает, что установка счетчиков будет возложена на водоканалы, но расходы на это будут предусмотрены в тарифе. На сегодня устанавливать счетчик обязан собственник жилья.
— Ривненчане, которые живут в квартирах, платят за воду на гривну дороже, чем те, кто в частных домах. Почему?
— В тариф для многоквартирных домов входит стоимость поверки счетчиков и банковского обслуживания. Для частного сектора поверка счетчиков тоже входит в тариф, но затраты на обслуживание таких домов меньше, чем многоэтажек, поэтому и тариф меньше.
Беседовала Алла САДОВНИК,
Комментарии закрыты.