«Этого не помню»: все, что удалось вытянуть из Януковича по расстрелах на Евромайдане

Через три года после начала трагических событий в центре Киева 2013-2014 годов, наконец, перед судом предстал экс-президент Виктор Янукович. Допрашивали его как свидетеля в он-лайн режиме из Ростова-на-Дону. Но даже в этом качестве получить какие-то новые показания украинской стороне так и не удалось — с бывшим президентом произошла полная амнезия. Поэтому большинство вопросов по-прежнему остались без ответа.

Допросить Януковича удалось лишь со второй попытки — 25 ноября из-за действий представителей праворадикальных организаций, которые не позволили доставить из СИЗО в зал главных обвиняемых, пятерых беркутовцев, заседание пришлось перенести. В общем слушают дело в Святошинском районном суде столицы уже около полтора года. Следователи и прокуроры отчитываются об огромном объеме проведенной работы.

Говорят, ее результатом стали сообщения о подозрении 193 лицам — чиновникам, работникам органов внутренних дел, в том числе следователям, прокурорам, судьям и гражданским лицам-титушкам. Экс-президент Янукович сейчас проходит по делу как свидетель.

Пикет неизвестных лиц, которые прикрываются Героями Небесной Сотни.

Сегодня подозреваемых – пятерых бывший бойцов спецподразделения Беркут привезли из СИЗО около 12.00. Не смотря на мороз, с самого утра под Святошинским районным судом Киева – аншлаг: правоохранители, журналисты, митингующие — родственники Героев Небесной Сотни. Они держали в руках надписи: Мой сын погиб на Майдане. Требуют наказать виновных и протестовали против видеодопроса Януковича, требуя вернуть его в Украине и доставить в суд.

С журналистами общаются неохотно, больше на эмоциях:

— Какой он свидетель? Его надо судить как главного обвиняемого, не может такого быть, чтобы людей в центре столицы расстреливали без ведома президента! – возмущаются протестующие.

Через некоторое время к зданию суда подошла еще одна группа парней. Одни – в балаклавах, другие отворачиваются, пряча лица от фотокамер. Их было человек десять, все с фотографиями погибших на Майдане. Представиться они отказались, кроме того, не знали, для чего сюда пришли и чьи фотографии держат в руках. Здесь между родственниками погибших майдановцев и самозванцами возникла перепалка, в конце-концов неизвестных прогнали.

Юрий Луценко публично обвинил Януковича в государственной измене.

Как только началось заседание, как в зале райсуда обнаружили устройства, которые глушили Интернет-сигнал. Пришлось на полчаса объявить перерыв. Этим воспользовался Генпрокурор Украины Юрий Луценко и публично объявил Януковичу о подозрении в государственной измене:

— Как Генеральный прокурор, я обращаюсь к Януковичу Виктору Федоровичу в соответствии с требованиями статей 111 и 278 и главы 11 Уголовно-процессуального кодекса и сообщаю, что вы, Янукович Виктор Федорович, подозреваетесь в совершении государственной измены, пособничестве представителям власти Российской Федерации в умышленных действиях, совершенных с целью изменения границ территории и государственной границы Украины, нарушению порядка, установленного Конституцией Украины, и ведение агрессивной войны, – заявил Луценко. Затем добавил журналистам: – Поскольку Янукович находится за пределами Украины и фактически скрывается от правоохранительных органов, содержание обвинения я передал устно, а сам документ сегодня разослан по всем известным адресам пребывания Януковича и будет вручен его адвокату.

Услышал ли обвинения Янукович, неизвестно, ведь на время перерыва трансляцию из Ростова прервали.

Допрос начался около 14.00. Януковичу разрешили в суде пользоваться его записями, сделанными накануне. Он вел себя раздраженно, отвечал нечетко и старался избегать неудобных вопросов. На большинство, как правило, отвечал я не знаю или я не помню, или посмотрите на сайте президента. Отвечая на вопрос судьи о судимости, сказал, что никогда не привлекался к уголовной ответственности. Несколько раз упомянул об обстрелянном кортеже, о курсе на евроинтеграцию и о том, как для него важна безопасность народа.

В зале был полный аншлаг.

Говорит, что Майдан – это была спланированная спецоперация радикалов, которые хотели свергнуть законную власть. Мол, он никаких приказов относительно выдачи оружия правоохранителям и силовикам, о расстрелах, и даже об установлении знаменитой елки в ночь на 30 ноября 2013 года не давал. А всю вину за расстрел людей на Майдане перевел на тогдашнего главу Администрации Президента Сергея Левочкина:

— Да, возможно, Левочкин к этому причастен, но доказательств я не имею, и следствие их не установило. Пусть теперь власть это докажет. А если не докажет, то пусть все остается на совести Левочкина, — заявил Янукович.

Стоит отметить, что прокуроры и следователи к допросу подготовились основательно: у них была вся информация о действиях Януковича и его окружении в дни Революции Достоинства, о его телефонных звонках, переговорах, встречах и консультациях с украинскими и российскими олигархами. Ни на один из поставленных вопросов Янукович не ответил искренне. Сначала уверял, что никогда не общался с Виктором Медведчуком. Когда же обнародовали распечатку с более полусотней телефонных звонков с его личного номера на номер Медведчука, он обвинил своих помощников: У меня никогда не было мобильных, они были у моих помощников, может, кто-то из них кому-то и звонил. Не помнит также Янукович общался ли в ночь на 19 февраля по телефону с Путиным. Возражал президент-беглец и тот факт, что знаком с помощником президента РФ Владиславом Сурковым.

Что делал Виктор Янукович утром 21 февраля, когда на Институтской расстреливали людей, он тоже не помнит:

— Я не помню ничего чрезвычайного в своем графике в тот день. Ждал делегацию трех министров из Евросоюза. О событиях на Майдане говорил с представителями правоохранительных органов, о всех событиях мне сообщала пресс-служба. Они оперативно готовили информацию.

Также не смог адекватно объяснить на суде Виктор Янукович, как оказался в России в ночь на 23 февраля. Зато, в очередной раз вспомнил про женщин и детей в своем кортеже, сложную ситуацию в стране и положение с двумя крупнокалиберными пулеметами, из которых якобы должны были расстрелять его автомобиль.

Виктор Янукович во время допроса всячески пытался избежать неудобных вопросов.

Отвечая на вопросы адвокатов погибших майдановцев, Янукович извинился перед ними и добавил, что делал все, чтобы этой трагедии не произошло. Признался, что не святой, и если бы вернуться назад, то, возможно, он бы даже вышел на Майдан, но там были радикалы.

Наконец, после многочасового допроса экс-президента прокуроры остались недовольны процессом.

— Янукович озвучивал или ложные показания, или же вообще отказывался отвечать, — заявил журналистам представитель Генпрокуратуры Украины Алексей Донской. – Он не мог объяснить ни одного обстоятельства, которое касается тех событий. Не дал конкретного ответа ни на один вопрос. Я не доволен, потому что много вопросов даже не успел ему задать, кроме того часть вопросов отвела его защита. Его показания ни о чем. Однако привлечь за это его к ответственности невозможно, поскольку в деле он проходит как свидетель, а свидетель имеет право отказаться отвечать на определенные вопросы.

Следующим, уже 2 декабря, допросят генерала Станислава Шуляка, который на время проведения Революции Достоинства командовал внутренними войсками.

Мирослава БЗИКАДЗЕ.

Фото REUTERS, kp.ua.
 

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська