Эксперты считают, что реставраторы используют неподходящие материалы, а все работы ведутся без согласований ЮНЕСКО.
Синагога Золотая Роза — древнейший каменный памятник еврейской культуры в Украине. Она была построена в 1595 году и разрушена в 1943-м нацистами. Работы по консервации ее остатков начали в рамках реализации проекта Пространство Синагог: еврейская история, общее наследие и ответственность в августе. Хотя сама идея возникла еще в 2008 году, во время международной конференции. Однако несколько лет продолжалась разработка концепции и документации. Это лишь первый этап работ. В него входит, собственно, консервация уцелевших остатков синагоги, обозначения места Бейт Гамидрашу (учебного дома), находившийся рядом, и создание на этом участке мемориальной инсталляции увековечивания. Часть денег на реализацию этого проекта (25%) выделило Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ), остальные — городские власти. Его планируют закончить к концу 2016 года. А вот воплощение второго этапа проекта — обустройство территории, где стояла Большая городская синагога, в следующем году только планируют начать.
Проект консервации руин синагоги
Однако, оказалось, что работы уже проходят с многочисленными нарушениями. Об этом заявил директор центра Еврейское возрождение Шейхет Мейлах.
— Все работы выполняют без надлежащих согласований, предусмотренных ЮНЕСКО, Минкультом и ICOMOS, — говорит Шейхет Мейлах. — Львовские чиновники повторяют ошибки советской власти. Например, нет обоснованных проектов консервации, капитального ремонта территории, прилегающей к ул. Древнееврейской, дренирование территории. Ведь там полно грунтовых вод, стекающих просто в помещение, образуется бассейн! И материалы несоответствующие: используют песчаник, который не держится цемента, а надо — специальную смесь извести, песка, молотого камня и белого цемента. Городские власти просто не обеспечивает сохранение культурного и археологического наследия, не контролирует действия владельцев и арендаторов историко-культурных объектов.
Шейхет Мейлах
Мейлах заверил, что этого так не оставит и бороться с чиновниками по этому сакральному месту.
А еще представители общества еврейской культуры имени Шолом Алейхема забили тревогу по поводу уцелевшего здания бывшей синагоги на улице Угольной. Они утверждают, что его разрушает построенный рядом торговый центр — мол, вода центра попадает внутрь здания синагоги и разрушает ее.
— Мы расположены в синагоге, у которой в 2012 году построили торговый центр, — говорит председатель общества еврейской культуры имени Шолом Алейхема Александр Назар. — Она и до этого была в неудовлетворительном состоянии, но теперь там нарушили водоотведения. И вода попадает внутрь, в здание. Сейчас мы своими силами пытаемся отвести эту воду, а еще в течение двух недель вывезли 30 тонн мусора. Но это здание — памятник архитектуры, в собственности религиозной иудейской общины, и управления охраны исторической среды должно контролировать деятельность этой общины по уходу за этим зданием.
Александр Назар говорит, что когда узнали о строительстве торгового центра рядом с синагогой, то даже обратились в суд против управления охраны исторической среды горсовета. Однако за 10 месяцев никто из чиновников ни на одно заседание так и не появился.
Однако такая ситуация во Львове не только с еврейскими памятниками архитектуры. Это подтверждает и юрист представительства Американского объединения комитетов для евреев Олеся Ковалишин
— Открыто уголовное производство относительно дома на площади Рынок, 28, где без разрешений обили фасад, на площади Рынок, 36 полностью снесли памятник национального значения, остался только фасад. Сейчас начали обивать фасад на площади Рынок, 39. Это делают массово.
А городские власти, тем временем, все обвинения отвергают. Начальник управления охраны исторической среды Лилия Онищенко уверяет, что есть все разрешения и согласования.
— Реставрация — сложный процесс, потому что возникают новые вещи, о которых не знаешь, когда начинаешь проектировать, — говорит чиновник. — К примеру, в 80-х годах прошлого века руины уже пытались заэкспонировать. Сейчас мы разгребаем последствия этой консервации, когда руины просто завалили бетоном. Сейчас мы обсуждаем, оставлять этот бетон как следы прежней реставрации, или все же не показывать его. Поэтому автор проекта должен присутствовать на объекте все время. Многое мы решаем в процессе, меняем что-то. Решаем проблемы с водоотводом, для этого есть специалист по геологии, с водоканала. Они нас консультируют. В будущем, не исключено, что и удастся восстановить синагогу. Но если бы мы сейчас не закрепили состояние этих руин, то не знаю, дожили ли они до какого-то масштабного проекта.
Мирослава ЯРЕМКИВ.
Фото photo-lviv.in.ua, city-service.lviv.ua, gazeta.ua
Комментарии закрыты.