Молодой скульптор научился делать инструменты, как у расстрелянных большевиками лирников

 
Гордей Старух — музыкант группы Joryj Kłoc, скульптор по образованию и мастер, который делает лиры. Говорит, возрождает древнее народное ремесло, ведь аутентичных инструментов почти не осталось.

27-летний Гордей — внук известного львовского скульптора Эммануила Мисько, мастера мирового уровня. С детства часами любил сидеть в дедушкиной мастерской, поэтому в будущем стать кем-то другим просто не мог. Еще учась во Львовском государственном колледже декоративного и прикладного искусства им. И.Труша, подрабатывал музыкой, играя с друзьями на улицах города. А потом увлекся этно-музыкой и аутентичными записями.

Сейчас признается, что равноценно зарабатывает себе на жизнь и музыкой, играя в разных группах, и скульптурой. Причем, как раз из-за сочетания этих видов искусства и пришел к изготовлению инструментов.

— Я в основном занимаюсь изготовлением лир-довбанок, которые, кроме яркого звука, отличаются еще и очень интересным дизайном, — говорит музыкант. — Дерево использую разное — грушу, иву, липу, яблоню, черешню и даже пораженные грозой.

 

Гордей Старух

Лиры Гордея играют в таких группах как Joryj Kłoc, Бурдон и Точка. Основой этих музыкальных групп является именно народная музыка.

— Все началось в году 2010-м, — рассказывает Гордей Старух. — Когда в детстве был на одном концерте, где играл лирник. И меня настолько заворожила эта музыка, я решил обязательно научиться играть на этом инструменте! Однако купить тогда лиру для меня, бедного студента, было очень дорого. А как ее делать, и понятия не имел. Найти образец, а тем более мастера, было очень трудно. Ведь это пласт культуры, который большевики в свое время истребили, тех, кто передал бы технологию производства следующим поколениям, остались единицы (подробнее об этой странице истории можна узнать из фильма Олеся Санина "Поводырь" — авт.). А еще когда-то был обычай хоронить лирника вместе с его инструментом. Поэтому аутентичных лир сохранилось мало. Тем не менее, знакомые кобзари рассказали некоторые нюансы. Первым моим инструментом были крыловидные гусли — это такой инструмент, примерно ХІ века. Вот с этого все и началось.

Сейчас на счету Гордея более 20 инструментов. Среди них не только лиры, но и гусли, кобзы, бандуры. Однако считает себя мастером именно лир, это его основная специализация. Работает в мастерской своего деда. Говорит, технология сложная и следует заранее все просчитать.

— Как правило, из целого куска живого дерева инструмент создается примерно месяц, — рассказывает мастер. — На протяжении всего этого времени, в процессе работы дерево сохнет. Нужно быть очень аккуратным, ведь кусок дерева может просто треснуть, рассыпаться и на том конец. Я распиливаю кусок дерева и выдалбливаю из него инструмент. Сверху приклеиваю деку, прикрепляю струны. Это будет классическая лира, похожая на скрипку. А еще можно сделать ее из разных кусков дерева, она будет похожа на гитару.

Струны Гордей использует обычно простые металлические. Однако признается, что в последние месяцы использует жильные — из кишок животных.

— Они звучат тише, однако натуральнее, — говорит музыкант. — Для этого нужно кишку какого-то животного вымочить в воде, затем растянуть между двумя гвоздями и высушить, постоянно подкручивая один гвоздь и тем самым натягивая ее. Затем нужно специально вдоль разрезать.

 

Кстати, парень категорически против истребления экзотических и дорогих пород деревьев ради будущего инструмента. Говорит, что деревья ищет во львовских парках — подбирает сухие ветки, или даже выброшенные полки или стеллажи.

Свои инструменты Гордей продает. В среднем его лира стоит 3-4 тысячи гривен. Хотя иностранцы (а он продает инструменты и за границу) готовы платить и больше.

В группе Joryj Kłoc (на языке слепых кобзарей это означает Золотой человек) Гордей играет на гитаре. Увлекается историями старцев, кобзарей, лирников. Вместе с женой, режиссером театра Дарьей Алешкиной воспитывает троих детей — Росаву, Энея и Вакулу. Говорит, что если у детей отчество — Гордеевич, то обычные имена они иметь просто не могли. А еще мечтает дотянуть свое ремесло к фабричному, до массового производства. Чтобы каждый желающий мог зайти в музыкальный магазин и купить себе лиру или кобзу.

Мирослава ЯРЕМКИВ.

Программа ривненского телеканал РТБ о колесной лире

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська