В этом году накануне 9 мая представители власти много говорят о необходимости примирения ветеранов Красной армии и ОУН-УПА. А пока политики говорят, те участники Второй мировой войны, которые еще остались живыми, уже находят общий язык и давно не считают друг друга врагами. По крайней мере, процесс примирения на Волыни продолжается с 2006 года, когда организации, объединяющие ветеранов разных армий, начали диалог …
9 апреля 2015 Верховная Рада признала участников ОУН и УПА борцами за независимость Украины. Ветераны Второй мировой войны и ОУН-УПА совместно участвовать в мероприятиях, посвященных годовщине победы во Второй мировой войне — 9 мая. А 8 мая в Украине отмечается День памяти и примирения.
Еще в 2009 году в 65-ю годовщину освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков в знак примирения ветераны ОУН-УПА и Советской армии пожали друг другу руки и выступили за признание всех, кто боролся против фашизма. Произошло это во Львовской области, во время совместного возложения цветов к памятнику воинам Советской армии, кототрые погибли в боях Второй мировой войны. Очевидно, в этом году в связи с боевыми действиями на востоке люди, которые хорошо знают, что такое война, будут пытаться найти общий язык — мол, и без того противоречий в стране много …
О примирении первыми говорят более ущемленые
Участники Волынского краевого братства ОУН-УПА имени Клима Савура
Братство ветеранов ОУН-УПА на Волыни образовалось в 90-их годах. С более трех тысяч членов сейчас в нем около 700 человек. Они говорят, как только Украина получила независимость, сразу встал вопрос о признании борцов за свободу Украины. И так образовалось Волынское краевое братство ОУН-УПА имени Клима Савура. Его участники — это уже пожилые люди, которые надеются, что борьба за свободную Украину была ненапрасной.
Председатель братства Василий Кушнир рассказывает, что примириться и ветеранам ОУН-УПА и ветеранам Второй мировой войны все же удалось. И первый шаг к так называемому примирению сделали именно воины УПА.
— Конечно, всегда первыми говорят те, кто наиболее ущемлен. У ветеранов Второй мировой войны всегда было больше привилегий. Их приглашали на различные мероприятия и события. А вот когда распалась большая тоталитарная система, то уже встал вопрос — где эти люди, которые боролись за то свободную Украину, что теперь мы имеем? Вы знаете, что члены нашего братства в свои 14, 15 лет становились борцами за независимость. Некоторые отсидели по 10 лет в советских лагерях строгого режима, а некоторые по 20, — отметил Василий Кушнир.
Мы добились, чтобы власть нас признала
— Год назад нам начали давать помощь в размере 500 гривен. Мы сами настаивали на том и просили депутатов, чтобы они признали нас и помогли. Во Львове это было уже давно и получали там ветераны уже тысячу гривен. А мы тогда имели по сто гривен. Мы все молчали, думали, государство молодое и мы еще будем что-то требовать от нее. Это была наша коллективная совесть, — рассказывает 89-летняя Анастасия Грабовская.
Ветераны УПА понимают, что чего-то требовать не имеют права. Однако говорят: на Волыни процесс признания героев повстанческого движения проходил значительно сложнее, чем в Галичине.
— Я вижу, что происходит в нашей стране. Война. Счастье, что есть кому защищать нашу землю. А вот что сегодня делает наша власть для людей? Прошло 23 года, а молодая Украина до сих пор страдает. Поэтому и сейчас борьба продолжается. Среди моих родных, а у меня из семьи много сейчас кто на востоке, одни пошли добровольцами, другие — мобилизованы. Если бы я был моложе, то и сам пошел бы, — говорит Василий Кушнир.
Иванна ЗАГАЗЕЙ
Комментарии закрыты.