13 лет Скниловской трагедии: родственники жертв до сих пор не дождались извинения от государства

 
На этот раз погибших помянут только молитвой. Без пафосных лозунгов и денежных выплат родственникам.


Сегодня исполняется 13 лет с того страшного дня. И если еще несколько лет после трагедии о жертвах Скнилова власть вспоминала хотя бы в этот день, выплачивая денежные компенсации, то сегодня родственники погибших и пострадавшие ограничатся лишь молебном в часовне. А потом все отправятся к памятному знаку на аэродроме — места трагедии, где в 12.45, в падении самолета, также будут молиться по погибшим.

Раны залечивает время и люди учатся жить дальше один на один со своей бедой. Кого-то горе объединило, кого-то наоборот. Одни, не выдержав боли, расставались, другие делили по судам внуков. Мы же решили узнать, как сегодня сложились судьбы тех, кому пришлось это пережить.

К сожалению, уже нет с нами основателя ОО Скниловская трагедия Стефана Козака, который в тот день потерял 24-летнего сына. Через несколько лет умерла и жена, но, как говорится, горе объединяет и господин Стефан женился на львовянке Светлане, сын которой тоже погиб на Скнилове. Стефан Козак создал общественную организацию Скниловская трагедия, чтобы помогать таким, как они со Светланой — добился от обладминистрации сооружения часовни на аэродроме и памятника на месте катастрофы, не один год обивал пороги судов и высоких кабинетов, чтобы выплатили компенсации родственникам погибших и пострадавшим. Однако два года назад господина Козака не стало — сердце не выдержало. Поэтому теперь заниматься проблемами пострадавших, по сути, некому.

               Сыновья Светланы и Стефана

— Вы знаете, я даже не хочу ничего вспоминать и рассказывать, — сказала по телефону жена господина Стефана Светлана. — Жизнь понемногу вошло в свое русло.

Стараются не вспоминать о пережитом и два Андрея — Бондаренко и Кузьменко. Ребятам в то время было по 11 лет и они тогда втихаря от родителей, из любопытства, побежали посмотреть на самолеты. То зрелище оставило в их душах неизгладимый след.

— Сейчас помню только, как стоял у моста, а затем сильный шум и тьма, — говорит 25-летний Андрей Кузьменко, сейчас он уже юрист. — Самолет упал в нескольких метрах от меня, а взрывная волна протащила несколько метров, получил травму головы.

В тот день Андрей потерял лучшего друга, с которым пришел на авиашоу.

Однако трагедия стала для Андрея знаковой. На аэродром парень пришел в футболке мадридского Реала. И когда все телеканалы мира показывали сюжеты о трагедии, испанские футболисты увидели на экране украинского парень в их форме. Они пригласили Андрея в Испанию и оттуда он привез мяч с автографами всех игроков команды. Его хранит до сих пор:

— Но разве можно потерять такую реликвию!

А вот Андрею Бондаренко повезло меньше. Он мечтал стать спортсменом, с детства занимался гимнастикой, однако после Скнилова от этой мечты пришлось отказаться.

Андрей Бондаренко. Фото kp.ua

— Мне Скнилов сломал жизнь. — признается парень. — Самолет упал в трех метрах от меня, взрывной волной меня подбросило в воздух и несколько раз перекрутило. В результате правая нога была полностью раздроблена.

Затем был год, проведенный в больницах — операции, уколы, капельницы, длительная реабилитация.
В результате парень таки закончил академию декоративного искусства. А о трагедии на Скнилове больше вспоминать не хочет. Говорит, слишком болезненные те воспоминания.

Напомним, по мистическому совпадению, авиа-шоу по случаю 60-летия 14 Авиационного корпуса на Скниловском аэродроме происходило именно в субботу 27 июля 2002 года. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа на толпу людей упал истребитель Су-27. Тогда погибли 78 человек, из них 28 детей. В общей сложности пострадали более 250 человек. Эта авиакатастрофа считается крупнейшей в истории авиационных праздников.

Однако споры о причинах аварии продолжаются до сих пор. Среди них называют и неисправность самолета, и непродуманность выступления, и отсутствие у летчиков практики. В конце концов, наказание за авиакатастрофу понесли около десяти человек. Пятерых посадили, в том числе Владимира Топонаря на 14 лет и Юрия Егорова на 8 лет. Им инкриминировали отклонение от летного задания, низкий профессионализм и халатность. Впоследствии срок пилотам сократили до восьми и трех лет соответственно. Владимир Топонарь отбывал наказание в Киевской области, в колонии-поселении для тех, кто совершил преступление по неосторожности. Там режим не такой строгий, как в тюрьме. Женился второй раз с продавщицей местного магазина. Вышел из колонии в 2013 году и остался жить в Кагарлыке (Киевская область).

Пять лет назад более ста человек, пострадавших в Скниловской трагедии, обратились в Европейский суд по правам человека. Сейчас в производстве в суде находится 33 дела — по каждой семье отдельно. Они хотят добиться официального извинения от государства и компенсации. Однако решения нет до сих пор.

Мирослава ЯРЕМКИВ.

Комментарии закрыты.

  • Русский
  • Українська